Олег Павлович Табаков
Oleg Tabakov
( 17.08.1935 года [Саратов])
Россия (russia)
Сайт: Международный Объединенный Биографический Центр
Родился 17 августа 1935 года в Саратове, в семье врачей. Отец – Табаков Павел Кондратьевич, долгие годы работал в НИИ «Микроб» в Саратове. Мать – Березовская Мария Андреевна, работала рентгенологом. Супруга – Зудина Марина Вячеславовна, ведущая актриса Театра-студии под руководством О. Табакова. Дети: Табаков Антон Олегович (1960 г. рожд.), Табакова Александра Олеговна (1966 г. рожд.), Табаков Павел Олегович (1995 г. рожд.). Внуки: Никита, Полина, Анна.
Детство О.П. Табакова прошло в Саратове в коммунальной квартире так называемого «бродтовского дома» на углу Мирного переулка и Большой Казачьей улицы (раньше дом принадлежал известному в городе доктору Бродту). «Все воспоминания тех лет очень светлые, – рассказывает Олег Павлович. – Солнце, пространство, воля. Счастье. Вокруг – только любящие люди: мама, папа, баба Оля, баба Аня, мамин брат дядя Толя и его жена Шура, мои сводные брат и сестра – Женя и Мирра…» Однако эта счастливая, безоблачная жизнь закончилась в июне 1941 года… В первые дни войны отец Олега Павловича ушел добровольцем на фронт, служил начальником военно-санитарного поезда ? 87, с которым ему довелось побывать почти на всех фронтах: на Кавказе и Южной Украине, под Сталинградом и в Румынии. Он был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
«Хотя Саратов и считался городом сытным, хлебным, – вспоминает О.П. Табаков, – для нашей семьи тяготы войны были связаны с голодом». В конце 1942 года мама Олега заболела брюшным тифом и даже после выздоровления долго не могла встать на ноги: каждый появляющийся в доме кусочек съестного она отдавала детям. Все ценные вещи в доме, в том числе библиотека, были распроданы. От библиотеки остались лишь «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, «Стальной коготь» Эль Регистана, несколько прекрасно иллюстрированных томов Шиллера, «Мертвые души» Гоголя, а также дореволюционные очень красочные издания – жизнеописания Суворова, Кутузова, Багратиона, Барклая де Толли, Нахимова, Корнилова, Синявина, Макарова. Научившись читать уже в 4 года, за время войны Олег выучил эти книги практически наизусть.
Весной 1943 года Мария Андреевна, взяв с собой детей, отправилась в городок Эльтон, расположенный на севере Прикаспия. Здесь, вступив в действующую армию, она проработала в госпитале ? 4157 врачом-терапевтом два года. В Эльтоне Олег пошел в школу. В 1945 году пришло известие из Саратова о смерти бабушки Оли. «Это – моя первая жизненная потеря, – напишет потом в своих воспоминаниях Олег Павлович. – Первый актерский опыт в смысле силы эмоционального потрясения. Несмотря на все испытания военной жизни, такого опыта негативных эмоций, которые обычно не касаются незамутненной детской души, еще не было. Только живые ощущения составляют базис актерской профессии. Если артист обладает багажом пережитых им чувств, он понимает, про что играет, и, значит, у него есть шанс для дальнейшего развития, для движения и самосовершенствования…»
После войны, когда Олегу было всего 10 лет, он серьезно увлекся литературой, начал собирать книги (эту страсть он питает и по сей день). Свою первую библиотеку составил из выходивших в то время книг-приложений к журналу «Красноармеец». Он часами караулил в магазине «Военная книга» новые издания, покупал сразу по несколько экземпляров одной книги, а потом менял лишние на отсутствующие в его библиотеке. Учеба в школе давалась легко. «За пятерками я никогда не гнался, – вспоминает Олег Павлович, – скорее самообразовывался».
В театр впервые Олег попал еще до войны вместе с мамой, которая с ранних лет стремилась привить сыну любовь к прекрасному. В 1942 году в Саратов эвакуировали МХАТ. У Олега Павловича долго хранились мамины программки с именами Тарасовой, Грибова, Москвина. Ему навсегда запомнились спектакли военной поры – «Кремлевские куранты» и позднее показанный в госпитале в Эльтоне спектакль «Платон Кречет» в постановке театра из районного центра Палласовка. Сильное впечатление от мастерского владения профессией и характерности исполняемых им ролей оказал на будущего актера и режиссера О. Табакова артист А.И. Щеголев, игравший на сцене саратовского ТЮЗа. «Именно саратовский ТЮЗ пробудил во мне мечту о театре», – считает Олег Павлович. Позднее огромное впечатление на него произвел спектакль «Три сестры» А.П. Чехова, увиденный им на сцене филиала МХАТа во время школьной экскурсии в Москву.
«Меня всегда привлекали актеры острой характерности, – говорит Олег Павлович. – Герои меня не интересовали вовсе. Завораживало умение. Уже тогда меня интересовали в театре и кино не сюжетные развлекательные, а, так сказать, производственные моменты, элементы актерского ремесла». Его любимыми актерами были В. Массалитинова, В. Рыжова, Ф. Раневская, любимым фильмом – «Судьба солдата в Америке» – картина, привлекавшая своей жизненной искренностью, подлинностью характеров. Его восхищали фантастические, казавшиеся ему беспредельными, выразительные возможности актерской профессии. Возможно поэтому, по признанию самого О.П. Табакова, в детстве он очень любил цирк.
Восьмиклассником Олег Табаков попал в знаменитый на весь Саратов детский театр «Молодая гвардия» под руководством Натальи Иосифовны Сухостав, которую он называет своей крестной матерью в актерской профессии. Она безошибочно угадывала в детях актерскую одаренность, из ее школьного театра вышло 160 актеров. У нее была установка на раннее обучение основам актерской профессии. Через много лет этот принцип стал частью педагогической системы самого Олега Табакова – учителя. «Ранняя актерская востребованность продвигает, катализирует успех», – считает Олег Табаков. Н.И. Сухостав давала ученикам возможность играть много и самые разнообразные роли. Именно в ее театре Олег Табаков впервые познал радость маленьких артистических триумфов и ни с чем не сравнимое ощущение игры на сцене. С тех пор сцена стала настоящим праздником его жизни. Одновременно с занятиями в «Молодой гвардии» Олег Табаков был ведущим детско-юношеских программ на саратовском радио.
За год до окончания школы Олег Табаков начал готовиться к поступлению в театральный институт. Прочитал труды К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, О.И. Пыжовой, М.О. Кнебель, книгу Михаила Чехова «Путь актера», которая и по сей день остается одной из самых любимых его книг. Прибыв в Москву, Олег Табаков подал заявления в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ имени В.И. Немировича-Данченко… И по итогам вступительных экзаменов был принят сразу в два института! Олег Павлович выбрал Школу-студию МХАТ, которая представлялась ему «вершиной театральной педагогики». МХАТ по праву считался первым театром страны, на его сцене играли народные артисты СССР А. Тарасова, О. Андровская, А. Степанова, К. Еланская, В. Ершов, В. Топорков, А. Грибов, В. Орлов, М. Яншин, П. Массальский, С. Блинников, М. Прудкин, народные артисты РСФСР А. Комиссаров и В. Попова, артисты В. Муравьев, Ю. Кольцов-Розенштраух, В. Давыдов, М. Анастасьева, Е. Хромова, М. Юрьева, А. Покровский. Глядя на работу выдающихся мастеров, студенты постигали азы актерского ремесла.
Руководителем курса, на котором учился Олег Табаков, был народный артист СССР, заведующий кафедрой актерского мастерства Школы-студии Василий Осипович Топорков. Один из крупнейших театральных педагогов своего времени, автор книг «Станиславский на репетиции» и «О технике актера», он магически владел мастерством и личной актерской практикой давал студентам больше, чем объяснениями на занятиях. «Для меня В.О. Топорков был больше, нежели только учитель, – говорит Олег Табаков. – Он доверял мне. Такое доверие мастера льстило и как бы окрыляло. Я начал ощущать уверенность в себе и все более увлекался тем, что ныне называю технологией профессии». Помимо занятий в Школе-студии Олег Табаков вскоре начал посещать «ночную студию» П.М. Ершова, известного театрального педагога и режиссера, методика преподавания которого сильно отличалась от принятой в Школе-студии. Именно тогда у молодого актера возникло убеждение в необходимости «постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения».
Одновременно с Олегом Табаковым в Школе-студии МХАТ учились такие ставшие известными в будущем мастера сцены, как Е. Урбанский, В. Гафт, Э. Лотяну, В. Левенталь, Г. Волчек, Л. Броневой, Е. Евстигнеев, О. Басилашвили, Т. Доронина, М. Казаков и др.
Первый профессиональный успех принесла Олегу Табакову роль Хлестакова, сыгранная им в отрывке еще на 2-м курсе. «Первые серьезные похвалы в моей жизни стали реальным подтверждением того, что я занимаюсь своим Делом. Какое-то зерно в профессии было найдено, а потому уже можно было надеяться на что-то большее в будущем…» – напишет он много лет спустя в мемуарах. В «Ревизоре» впервые проявилось его дарование комического артиста. А свою первую премию – часы «Победа» Олег Табаков получил за роль Пети Трофимова в студенческом спектакле «Вишневый сад» на фестивале «Московская театральная весна».
Еще будучи студентом Школы-студии, Олег Табаков получил приглашение главного режиссера Детской редакции Всесоюзного радио Н.В. Литвинова дебютировать на радио в композиции спектакля «Вечно живые» (1957). Позднее Олегом Табаковым были записаны для радио такие известные работы, как «Юность Герцена» (1959), «Станция первой любви» (1960), «Джек Реймонд», «Дороги, которые мы выбираем» (1961), «Убить пересмешника» (1965), «Без креста», «Хлеб», «Обыкновенная история» (1966–1967), «Бабуленька», «Операция "Трест"» (1968), «На дне», «Братья Козельцовы», «Москва», «Царь Рыба», «Обломов», «Обрыв», «Война и мир», «Двенадцатая ночь», «И огонь пожирает огонь» (1970–1980); вошедшие в золотой фонд радио – «Степная роза» К. Паустовского (1982), «Детство», «Отрочество» Л. Толстого (1983), «Печальный детектив» В. Астафьева (1986), «Ревизор» Н. Гоголя (1988), «По праву памяти» А. Твардовского, «Похождения Чичикова» М. Булгакова (1989), «До третьих петухов» В. Шукшина (1990), «Кролики и удавы» Ф. Искандера (1991), «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына (2000), «Театральный роман» М. Булгакова (2004), «Архиерей» А. Чехова (2005). Голос Олега Табакова звучит за кадром во многих советских, российских и зарубежных документальных кинолентах и анимации.
В это же время, учась на 3-м курсе, он начинает сниматься в кино. Первая роль Саши Комелева в картине Михаила Швейцера «Саша вступает в жизнь» (1957) дала ему возможность познакомиться с новым для него видом профессионального ремесла, принесла встречи с артистами многих театров, с новой драматургией кино.
По окончании Школы-студии Олег Табаков получил распределение в Московский драматический театр имени К.С. Станиславского, однако судьба привела его в только что созданный О. Ефремовым новый театр – Студию молодых актеров, из которой впоследствии родился театр «Современник». Основателями театра кроме О. Ефремова и О. Табакова были: Г. Волчек, Е. Евстигнеев, И. Кваша, Л. Толмачева, В. Сергачев. Своим главным учителем в профессии Олег Табаков называет О. Ефремова, так как именно в «Современнике» состоялось становление его как актера и именно Ефремов дал ему «некий компас ощущения себя по отношению к сообществу, сознание себя в сообществе».
Его первые роли в «Современнике» – это молодые люди, только вступающие в жизнь и страстно желающие найти в ней свое место. Таков Миша в спектакле «Вечно живые» В. Розова, Олег Савин – первая главная роль Олега Табакова на профессиональной сцене в пьесе того же В. Розова «В поисках радости». Толя в спектакле «Продолжение легенды» по повести Анатолия Кузнецова, студент консерватории Славка и раненый солдат Женька в «Матросской тишине» А. Галича, так и не увидевшей света рампы на сцене «Современника» и через 30 лет поставленный самим Олегом Табаковым сначала в Школе-студии МХАТ, а затем в театре на ул. Чаплыгина. Уже в первых спектаклях «Современника», таких, как «Никто» Э. де Филиппо и «Голый король» Е. Шварца, проявилось умение актера играть в одном спектакле несколько ролей.
Уже к концу второго сезона, в 1958 году, за «Современником» прочно утвердилась слава театра активной гражданской позиции. Этому во многом способствовали и такие спектакли, как «Пять вечеров» А. Володина, «Взломщики тишины» О. Скачкова, «Всегда в продаже» В. Аксенова, в которых проявлялись многообразные грани таланта молодого актера О. Табакова. Всего за первые три года работы в «Современнике» Олегом Табаковым было сыграно более 15 ролей.
В 1966 году на сцене «Современника» состоялась премьера спектакля Галины Волчек «Обыкновенная история». Пьеса Виктора Розова была написана по роману И.А. Гончарова. Олег Табаков играл Александра Адуева, героя, прошедшего путь полного перерождения от юного идеалиста, романтика до самого заурядного циничного обывателя. Спектакль со временем стал театральной легендой. Он был перенесен на экран ТВ, удостоен Государственной премии СССР, а его герои сопровождают Олега Табакова на протяжении всей его творческой жизни. Затем были роли в спектаклях «Четвертый» К. Симонова, «Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби (Лаймон), «Назначение» А. Володина (Лямин), «По московскому времени» Л. Зорина (Маврин), «С вечера до полудня» В. Розова (Лева), «Декабристы» М. Шатрова (Рылеев), «Народовольцы» М. Шатрова (крестьянин), «Большевики» М. Шатрова (Загорский), принесшие Олегу Табакову большой успех и признание зрителей.
В 1968 году Олег Табаков получил приглашение от пражского театра «Чиногерны клуб» на роль Хлестакова в «Ревизоре» Н. Гоголя. В Праге актер сыграл почти 30 спектаклей, которые имели огромный успех у зрителей, о спектакле писали не только в Чехословакии, но и в западноевропейской прессе. Зрители из многих европейских стран стремились попасть на знаменитый спектакль. Но известные события 1968 года во многом стали препятствием в международной карьере Олега Табакова.
В том же году состоялся режиссерский дебют Олега Табакова: в студии «Современника» он поставил студенческий дипломный спектакль «Женитьба» по пьесе Н. Гоголя, который, однако, не вошел в репертуар «Современника», но в Сибири, куда спектакль был вывезен на гастроли, зрителями был встречен очень тепло.
В это время в театре «Современник» у Олега Табакова практически не было новых ролей за исключением Татарина в спектакле «На дне» в постановке Г. Волчек, но этот пробел с лихвой восполняет телевидение, где начиная с 1957 года Олегом Табаковым сделано много талантливых, ярких, новаторских работ, большая часть которых вошла в сокровищницу отечественного ТВ. Олег Табаков был одним из первых актеров, принимавших участие в телеспектаклях, транслировавшихся в прямом эфире, его первыми телевизионными опытами были работы в спектаклях: «Рисунок карандашом» в постановке Г. Холоповой и «Продолжение легенды» в постановке Б. Горбатова (1957). На телевидении он записывает два моноспектакля – «Конек-Горбунок» (1973) и «Василий Теркин» (1979), главные роли в телеспектаклях «Студент» (1969), «Шагреневая кожа» в постановке Г. Резникова (1975) и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» в постановке В. Фокина (1976), «Любовь Яровая» (1977), «Эзоп» и «Печники» (1981). Вместе с режиссером В. Храмовым Олег Табаков участвовал в создании телеверсии спектакля «Современника» «Двенадцатая ночь» (режиссер П. Джеймс), где сыграл свою звездную роль Мальволио.
В 1970 году во МХАТ из «Современника» уходит Олег Ефремов, и Олег Табаков на шесть с половиной лет становится директором «Современника». За эти годы происходит обновление театра, в его труппу принимается целый ряд молодых мастеров: актеры М. Неелова, К. Райкин, Ю. Богатырев, В. Поглазов, Б. Сморчков, режиссеры В. Фокин и И. Райхельгауз. Обновился и репертуар театра: В. Фокин ставит «Валентина и Валентину» М. Рощина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Записки из подполья» по Ф. Достоевскому, «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева. Олег Табаков приглашал в театр для новых работ известных режиссеров и писателей, приносивших свежие идеи, подающих новый импульс для творческого развития театра. Так родились спектакли «Тоот, другие и майор», где Табаков играл Майора, в постановке А. Алова и В. Наумова, «Балалайкин и Ко», поставленный Г. Товстоноговым, где Балалайкин–Табаков вызвал огромный зрительский интерес и позднее был перенесен как телеверсия на ТВ. По приглашению Олега Табакова в театре работали также Анджей Вайда («Как брат брату») и Ион Унгуряну («Доктор Штокман»). Г. Волчек, уже будучи главным режиссером «Современника», поставила в это время свои знаменитые спектакли «Свой остров» и «Восхождение на Фудзияму».
«К тому времени я уже овладел своей профессией настолько, – вспоминает Олег Табаков, – что ощущал нестерпимую потребность передавать опыт из рук в руки, продлеваться в учениках…» Назрела необходимость создания собственной студии, которая и была образована в 1974 году. Первоначально было отобрано 49 учеников старших классов московских школ, через два года из них осталось 8 лучших. Разработанная Олегом Табаковым и его единомышленниками (В. Фокиным, А. Леонтьевым, К. Райкиным, А. Дрозниным, С. Сазонтьевым, В. Поглазовым) программа, включала в начальный курс изучение истории мирового искусства, русского и зарубежного театра, пластику, речь, мастерство актера.
В 1976 году Олег Табаков уходит с поста директора «Современника», много и плодотворно работает на радио и снимается в кино, но в основном посвящает себя преподавательской работе. В ГИТИСе он набирает свой курс, основой которого стали ученики его студии Н. Лебедева, И. Нефедов, Л. Кузнецова, М. Овчинникова, В. Никитин, А. Якубов, О. Топилина, К. Панченко и новые ученики – Е. Майорова, А. Селиверстова, В. Мищенко, С. Газаров, А. Смоляков, М. Шиманская, М. Хомяков, многие из которых и поныне, уже став известными артистами, работают рядом со своим Учителем.
С ноября 1978 года курс Олега Табакова (Студия молодых актеров) обосновался в отремонтированном собственными силами подвале на ул. Чаплыгина, 1-а. В 1978 году здесь состоялась премьера – спектакль по пьесе А. Казанцева «С весной я вернусь к тебе» в постановке В. Фокина. Затем были спектакли «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре», «Прищучил». В 1980 году студия с большим успехом гастролировала в Венгрии. «Появилась уверенность, – говорит Олег Табаков, – что у нас уже есть с чего начать свой театр, что мы имеем на это заслуженное право…» Однако судьба распорядилась иначе: разрешение на открытие своего театра Олегу Табакову не дали, а вскоре ему было запрещено заниматься педагогической деятельностью. Но, вопреки всему, в подвале на ул. Чаплыгина продолжали играть спектакли – вечерами, ночами, в свободное от репетиций и спектаклей на основных местах работы время. В 1981–1982 годах так появились спектакли «Записки сумасшедшего» по Н. Гоголю, «Жак-фаталист» Дидро, «Случай в зоопарке» Э. Олби, «Пролетарская мельница счастья» В. Мережко.
С 1976 до 1983 года Олег Табаков оставался в «Современнике» в качестве артиста на так называемых разовых ролях, а затем перешел во МХАТ, руководимый О. Ефремовым, где сыграл такие знаменитые свои роли, как Сальери в «Амадее» П. Шеффера (эту роль Олег Табаков сыграл уже более 250 раз), Бутона в «Кабале святош» М. Булгакова, Фамусова в «Горе от ума» А. Грибоедова, в спектаклях «Скамейка» А. Гельмана, «Серебрянная свадьба» А. Мишарина.
Спустя год после «запрета на профессию» новое руководство ГИТИСа предложило Олегу Табакову набрать новый курс. Так появилась вторая студия, куда пришли учиться Е. Германова, М. Зудина, Н. Тимохина, А. Серебряков, С. Беляев, С. Шкаликов, А. Мохов. Основное педагогическое ядро студии составили ученики Олега Табакова – А. Смоляков, С. Газаров, А. Селиверствов, А. Марин. Среди дипломных спектаклей этого курса были «Крыша», «Полоумный Журден», «Две стрелы», «Прищучил» и «Жаворонок» – яркие и разнообразные по жанрам работы.
В декабре 1986 года вышел приказ о создании в Москве трех новых театров, среди которых был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Так сбылась его заветная мечта о собственном театре, который вскоре в народе окрестили «Табакеркой». По словам Олега Табакова, для него его театр – это прежде всего «большая семья, где много детей и где вс? по справедливости».
Начало пути театра Олега Табакова было отнюдь не безоблачным. Некоторые критики не восприняли всерьез появление новой студии, но зрительный зал на ул. Чаплыгина был переполнен всегда. Первой работой официального Театра-студии под руководством О. Табакова стала премьера спектакля «Кресло» (1 марта 1987 года), поставленного Олегом Табаковым по повести Ю. Полякова, – о судьбе умного, одаренного человека, растрачивающего свой талант на ниве комсомольского райкома. В начале перестроечных лет этот спектакль поражал смелостью своей тематики, эмоциональной силой и простотой изложения. Спектакль «Полоумный Журден» по пьесе М. Булгакова, где царила «отчаянно-смешная, раскованная театральная стихия», открывал широкие возможности самовыражения перед молодыми актерами (С. Газаров, С. Шкаликов, М. Хомяков и рядом с ними – опытный, зрелый мастер – А. Леонтьев). Потом были спектакли «Прищучил» Б. Кииффа, «Крыша» и «Дыра» А. Галича, «Затоваренная бочкотара» по повести В. Аксенова, «Билокси-блюз» Н. Саймона, который существует в репертуаре театра уже более 14 лет. В 1990 году появилась «Обыкновенная история» с О.П. Табаковым в роли Петра Ивановича Адуева и И. Нефедовым в роли Адуева-младшего. В 1993 году во время гастролей театра в Японии этот спектакль имел огромный успех. За ним последовали «Я хочу сниматься в кино», где Олег Табаков играл вместе со своей дочерью Александрой, «Учитель русского» с М.В. Мироновой в роли Козицкой. В 1992 году специально для М.В. Мироновой Олег Табаков поставил пьесу А. Богдановича «Норд-ост».
После выхода спектакля «Матросская тишина» по пьесе А. Галича, в котором раскрылся мощный актерский дар В.Машкова, проявился и сформировался интерес критиков к театру, все премьеры которого неизменно сопровождались аншлагами. В 1991 году ученик Олега Табакова С. Газаров поставил спектакль «Ревизор» Н. Гоголя с превосходными актерскими работами В. Машкова, А. Марина, А. Смолякова, И. Нефедова, С. Беляева, В. Александрова, Е. Германовой, Е. Миронова, С. Безрукова. Вслед за «Ревизором» одна за другой состоялись премьеры спектаклей «Звездный час по местному времени» Г. Николаева (режиссер В. Машков), «Миф о Дон Жуане» по Ж.-Б. Мольеру (режиссер А. Марин), «Процесс при закрытых дверях» Ф. Дюрренмата (режиссер А. Мохов), «Механическое пианино» по А. Чехову (режиссер О. Табаков), «Страсти по Бумбарашу» Ю. Кима и «Смертельный номер» О. Антонова (режиссер В. Машков), «Последние» М. Горького (режиссер А. Шапиро), «Псих» А. Минчина (режиссер А. Житинкин), «Чемпионы» Д. Миллера (режиссер О. Табаков), «Анекдоты» по Ф. Достоевскому и А. Вампилову (режиссер В. Фокин), «Прощайте… и рукоплещите» А. Богдановича (режиссер О. Табаков), «Старый квартал» Т. Уильямса (режиссер А. Житинкин), «Камера Обскура» по роману В. Набокова (режиссер А. Кузнецов), «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (режиссер О. Табаков), «Искусство» Я. Реза (режиссер Е. Каменькович), «Признание авантюриста Феликса Круля» по роману Т. Манна (режиссер А. Житинкин), «Комната смеха» О. Богаева (режиссер К. Гинкас), «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского (режиссер А. Марин), «Любовь как милитаризм» П. Гладилина (режиссер Е. Каменькович), «Отец» А. Стриндберга (режиссер А. Григорян), «Секс, ложь и видео» С. Содерберга (режиссер А. Кузнецов), «Не все коту масленица» А. Островского (режиссер А. Леонтьев), «Любовные письма» А. Гурнея (режиссер Е. Каменькович), «На дне» М. Горького (режиссер А. Шапиро). И это – в небольшом театре на 120 мест, с труппой в 29 человек. Труппа «Табакерки» регулярно пополняется молодежью. «Дебюты есть свидетельство здоровья театра, его нормального жизненного тонуса, радости от наличия новых дарований», – считает Олег Табаков.
В 1994 году Олег Табаков впервые выступил в качестве продюсера пьесы Ж.-К. Брисвиля «Ужин», поставленной А. Смирновым с А. Джигарханяном в роли Фуше и О. Табаковым в роли Талейрана. Спектакль, имевший огромный успех у зрителя, шел во МХАТе имени А.П.Чехова, на сценах Самары, Саратова, Петербурга. Последующими продюсерскими работами Олега Табакова стали спектакль «Сублимация любви», поставленный А. Мариным по комедии А. де Бенедетти (1995), «Любовные письма» А. Гурнея (режиссер Е. Каменькович, 2000).
Начиная с первой роли в картине М. Швейцера «Саша вступает в жизнь» (1957) творческая жизнь Олега Табакова неразрывно связана с кинематографом. В его послужном списке такие фильмы, как «Дело пестрых», «Накануне», «Люди на мосту» (1959), Испытательный срок» (1960), «Чистое небо», «Шумный день» (1961), «Молодо-зелено» (1962), «Живые и мертвые» (1963), «Строится мост» (1965), «Война и мир» (1965–1967), «Выстрел» (1966), «Гори, гори, моя звезда» (1969), «Король-олень», «Случай с Полыниным», «Сердце России» (1970), «Достояние республики» (1971), «Семнадцать мгновений весны» (1972), «Лев Гурыч Синичкин» (1974), «Каштанка» (1975), «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Двенадцать стульев» (1976), «Д'Артаньян и три мушкетера», «Красавец-мужчина» (1978), «Несколько дней из жизни Обломова» (главный приз за лучшее исполнение мужской роли на международном кинофестивале в Оксфорде), «Открытая книга», «Москва слезам не верит», «Ах, водевиль, водевиль» (1979), «Незваный друг» (1980), «Полеты во сне и наяву», «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983), «Чужая жена и муж под кроватью», «Аплодисменты, аплодисменты» (1984), «После дождичка в четверг», «Город невест» (1985), «Путешествие месье Перришона» (1986), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Любовь с привилегиями» (1989), «Царская охота» (1990), «Хочу в Америку», «Ближний круг» (1992), «Сталин» (1993), «Московские каникулы», «Ширли-мырли» (1995), «Три истории» (1996), «Сирота казанская» (1997), «Кадриль» (1998), «Президент и его внучка», «Что сказал покойник» (1999), «Мнения сторон» (2001), «Леди на день» (2002), «Статский советник» (2004), «Богатство» (2004), «Одни без ангелов» (2005), «Есенин» (2005).
Начиная с 1976 года, с постановки «Ревизора» Н.В. Гоголя в театре города Шеффилда (Великобритания), Олег Табаков много и плодотворно работает за рубежом в качестве режиссера-постановщика и преподавателя – в театрах Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии, США им поставлена русская, советская и зарубежная классика, всего более 40 спектаклей. На базе Гарвардского университета Олег Табаков создал и возглавил Летнюю школу имени К. Станиславского. С 1986 по 2000 год – ректор Школы-студии МХАТ, руководитель совместной аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США).
В 2000 году Олег Табаков возглавил Московский Художественный театр имени А.П. Чехова.
Олег Табаков – народный артист СССР (1988), народный артист РСФСР (1977), лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (1999), премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003), премии Московского комсомола (1967). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II (2005) и III (1995) степени, Трудового Красного Знамени (1982), Дружбы народов (1985), «Знак Почета» (1967), он дважды лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», премии имени К.С. Станиславского и премии «Хрустальная Турандот». Академик Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России.
Живет и работает в Москве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий